История

К истории студ отрядов.jpgИстория студенческих отрядов


Началом истории студенческих отрядов в СССР условно можно считать 1924 год, когда ВЦСПС, Наркомат труда и просвещения разработали специальную инструкцию о практике студентов вузов, в которой был определен порядок прохождения практики и использования труда студентов в летнее время на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.


В апреле 1925 года ЦК РКСМ обратился с письмом к комсомольским организациям вузов об организации труда студентов-комсомольцев во время летних каникул. В ответ на этот призыв студенты МГТУ им. Н.Э.Баумана участвовали в строительстве Волховской ГЭС, студенты МХТИ и рабфака им. Я.М.Свердлова работали в Коломенском уезде. В составе ударных бригад студенты заготавливали лес в Архангельской области, помогали товариществам по совместной обработке земли, в строительстве железной дороги Москва-Омск, Московского метрополитена, формировали отряды комбайнеров в Харьковской области, собирали средства для создания эскадрильи им. Пролетарского студенчества.


Студенты высших учебных заведений участвовали в сооружении сельских электростанций, возводили народнохозяйственные объекты, работали в различных отраслях промышленности, выполняли сельскохозяйственные работы, участвовали в укреплении материально-технической базы своих учебных заведений. После Великой Отечественной войны студенты участвовали в восстановлении Ленинграда и Сталинграда, Донбасса и Днепрогэса.


Тем не менее, фактически в эти годы не существовал студенческий отряд как таковой с принципами самоуправления.


Начало самого движения студенческих строительных отрядов связывают с работой студенческого отряда МГУ им. М.В.Ломоносова в Казахстане в 1959 г., когда 339 студентов-физиков поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область (Булаевский район), где построили 16 объектов, выполнив объём работ на сумму 250 тысяч рублей. За лето им удалось построить 12 жилых домов, телятник, два птичника и крольчатник. Вскоре на Целину стали прибывать студенты и из других вузов.


Одновременно с МГУ, летом 1959 года, около 10 тыс. ленинградских студентов по решению обкома партии трудились на строительных объектах, в Литве работали 17 студенческих отрядов, а студенты Горьковского и Ростовского инженерно-строительного институтов, проведя весь цикл профессиональной подготовки, ударно работали на возведении производственных и культурно-бытовых объектов в Казахстане. Тогда же на целинные стройки выезжали студенческие отряды многих вузов и техникумов Москвы, Украины, Воронежа, Новосибирска, Куйбышева, Саратова, Казани и Свердловска.


В 1963 году появляются первые профильные отряды (отряды проводников, педагогические).


В середине 60-х более 2,5 тыс. студентов Москвы, Иркутска, Харькова трудились на строительстве железной дороги Абакан-Тайшет.


В 1966 году в Кремлёвском Дворце съездов состоялся первый Всесоюзный слёт студенческих строительных отрядов (ССО), где был принят единый для всех отрядов Устав, а в 1969 году создан центральный штаб ССО.


1978 год - объявлена очередная Всесоюзная ударно-комсомольская стройка - Саяно-Шушенская ГЭС.


1979 год - отряды работали на БАМе, Приморье, нефтяных месторождениях Тюмени. Проводится Всесоюзный слёт участников студенческих отрядов в Алма-Ате (Казахская АССР).


Всего около 80 тысяч студентов трудились на стройках Сибири и Дальнего Востока, Крайнего севера. 27 тысяч бойцов сооружали такие объекты, как Волжский и Камский автозаводы, газопровод Север-Центр, железные дороги Асино-Белый Яр, Тюмень-Тобольск-Сургут, Красноярская ГЭС.


1985 год - строительные отряды участвуют в ударной комсомольской стройке КАТЭК. На этот же год приходится пик развития студенческих отрядов в СССР: от министерств и ведомств было поданы заявки на привлечение 2 миллионов студентов, численность Всесоюзного студенческого отряда составила 830 тысяч человек. К середине 80-х годов через ССО прошли 12,758 миллионов студентов.


На Дальнем Востоке РСФСР, в частности Хабаровском крае, первые ростки движения студенческих строительных отрядов начали пробиваться еще в 1957 г., когда 96 студентов Хабаровского края медицинского и железнодорожного институтов выехали на Охотское побережье для того, чтобы помочь рыбакам в период путины. Так началась первая студенческая путина


Еще раньше, уже в 1954 – 1955 гг. газета «Молодой дальневосточник», констатировала факты выездов отдельных бригад студентов вузов для помощи на уборке урожаев, сельскохозяйственном строительстве.


В 1966 г. в крае появился первый крупный строительный отряд – отряд «Энергия» Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1970 г. в составе Хабаровского краевого студенческого отряда работало уже 3760 чел. В этом же году более 16 тыс. студентов помогали убирать урожай в совхозах и колхозах


Приобретая теоретические знания в профильных вузах, студенты использовали и пополняли свои производственные навыки на практике.


Отмечая работу отрядных врачей, следует сказать, что зачастую медицинская служба в ССО была, в основном, сформирована из студентов старших курсов медицинского института. Также учащиеся Хабаровского государственного медицинского института и Владивостокского медицинского института создавали бригады для медицинского обслуживания населения.


Создавались и выездные бригады студентов-медиков, которые в летний период выезжали в отдаленные районы и там вели медицинское обслуживание населения.


Отряды институтов искусств регулярно создавали выездные концертные бригады. Студенты работали баянистами, культорганизаторами, что также способствовало становлению их как специалистов в области культурного просвещения.


В октябре 2012 года в Хабаровске создан Городской Сводный Студенческий отряд, целью работы которого является разработка и реализация мероприятий по поддержке деятельности студенческих отрядов в городе Хабаровске, входящих в состав Хабаровского городского сводного студенческого отряда


В 2014 около 1000 студентов из 9 трудовых отрядов работали на благо нашего города, края и страны!


Студенты трудились проводниками, вожатыми, путейцами, плотниками, каменщиками, занимались рыбопереработкой, ремонтом железнодорожного полотна и организацией городских мероприятий.


Кроме того, что ребята неплохо зарабатывают, они путешествуют по стране и краю, знакомятся с новыми интересными людьми, хорошо проводят время и летние каникулы, но и получают бесценный опыт работы в крупных предприятиях города и края.


При подготовке материала использована информация www.wikipedia.org